Google+

Thursday, May 26, 2011

2020 - время и технологии

Проект конструктор выпускника 2020 направлен на сбор общественных представлений о том, каким должен быть выпускник школы в 2020 году. Мы собираем представления людей о том, что было бы полезно знать и уметь выпускнику школы через 10 лет.
Указание на время - 2020 год – предполагает, что свойства, необходимые для успешной работы в обществе, со временем меняются, и выпускник школы 2020 должен бы отличаться от выпускника 1995 или 1970. Если же мы посмотрим на свойства, которые собраны на площадке к 26 мая 2011 года, то большинство этих свойств могли быть записаны как пожелания и 10 и 20, и 50 лет тому назад. Любознательность, целеустремленность, способность учиться и воспринимать информацию, владение методами математики и естественных наук, владение русским и иностранным языком. Все это такие общие пожелания, которые хороши всегда и никого не задевают.
Особенно печально, что и в разделе Технология у нас такие же «пожелания на все времена» - умение подбирать технологию, открытость к новому, оптимизм и эффективное овладение приемами труда. Как будто мир не меняется и в нем постоянно какие-то абстрактные науки и технологии. А ведь мир меняется прямо у нас на глазах.
Я могу судить по тому, как менялась биологии, и формировалось поле биологических технологий. Чуть больше 50 лет назад еще не была открыта структура ДНК. Законы Менделя были, а структурного объяснения - почему именно так наследуются признаки - не было. А после открытия структуры ДНК знание в этой области полностью изменилось, и генетика стала фундаментальной наукой, на базе которой стремительно стали развиваться технологии и бизнес. 25 лет тому назад уже развивалась генная инженерия и технология создания новых организмов. И эти новые знания, новые технологии 25 лет назад притягивали выпускников и многие делали в этом направлении шаги после окончания школы. За 25 лет на базе этих технологий вырос бизнес и огромное производство.
То же самое можно сказать про мир информационных технологий. До начала 60-х не было и не могло быть такого понятия как гипертекст. А потом на базе работ Буша, Энгельбарта, Турчина выросли гипертекстовые технологии, на основе которых сейчас развивается огромный информационный бизнес. Тот же Google и Яндекс выросли на этой поляне. И мы про это знаем, но никак не показываем на карте представлений нужных для выпускника знаниях и умениях.
За последние годы в химии, физике, математики, астрономии, экономике, и других дисциплинах были сделаны новые открытия, разработаны новые концепции и технологии. Про эти открытия, концепции и технологии сегодняшние школьники могут еще и не знать. Про некоторые концепции и технологии могут и учителя не знать, поэтому мы так активно пытаемся звать людей из профессиональных сообществ. Если в рамках проекта http://construct.crowdexpert.ru/ участники смогут обозначит эти новые направления, куда нужно смотреть выпускникам, что нужно знать и куда стремиться, то это будет хороший вклад сообщества и успешный проект. И для профессионального сообщества это продвижение своих идей и привлечение внимание выпускников к своему «сообществу практики».
Если это сообщество Empatica, то добавьте в конструктор новые идеи из мира сетей и организации человеческого мышления.
Если это экологи, то мы ждем от них концепций и технологий, которые развиваются в поле современной экологии.
Если это химики…
Если юристы …