Google+

Sunday, June 19, 2011

Google-документы как инструмент формирующего оценивания

Уважаемые коллеги!
Сегодня в сети (во многом благодаря эстонским инфотехнологам ;-) ) уже есть масса публикаций по использованию Google-документов для создания эффективных презентаций, интерактивных рабочих листов, Google-карт, закладок...
Здесь мы предлагаем обсудить возможность использовании Google-сервисов в качестве инструментов оценивания...
Мы сегодня много говорим о технологиях и методиках формирующего оценивания, когда оценка (не отметка!) ориентирована на выявление образовательных потребностей ученика и его пробелов в знаниях для того, чтобы максимально их удовлетворить и восполнить, а также его достижений, чтобы создать ситуацию успеха для дальнейшего продвижения учащегося…
Как показывает практика (прежде всего, наш опыт работы в программе Intel® «Обучение для будущего»), мы сегодня остро нуждаемся в разработке «арсенала» методик формирующего оценивания. Думаю, что технологии Google представляют широкий спектр инструментальных возможностей для разработки таких методик. Тем более, что многое уже известно…

Что я могу привести в качестве примера из личного опыта? Попробуем его несколько систематизировать. Надеюсь, что эта копилка будет нами пополняться...

Пример 1. Использование Google-таблиц для перекрестного оценивания образовательных продуктов и саморефлексии студентами в ходе проекта «Наше альтернативное будущее» (этапы работы над проектом и содержание заданий отражены в блоге).


Посмотреть таблицу по ссылке…

Заметим, что подобная таблица должна быть открыта для редактирования всем участникам проекта. Именно поэтому на начальном этапе проекта для оптимизации сетевого взаимодействия его участников рекомендуется создать Google-группу. При настройке совместного доступа к документу, указав в качестве "редактора" Google-группу, вы тем самым передадите право на редактирование каждому из ее участников. В этом случае отпадает необходимость в персонификации всех потенциальных редакторов.

Данная методика относится, прежде всего, к технологии организации мониторинга прогресса учащихся. Полезные отзывы и комментарии формулируются не только педагогом, но и самими участниками проекта. С другой стороны, это пример организации саморефлексии, поскольку участники проекта оценивают и собственную деятельность (в ячейке, соответствующей «цвету команды»).

Какие ошибки были нами допущены? И «на какие грабли, не следует наступать»?…

Как показала практика, в подобную таблицу надо обязательно вносить ссылки на образовательные продукты, созданные учащимся или командой. Иначе таблица становится «безликой», не виден сам предмет оценивания (кстати, на первом этапе - это ментальная карта, втором - SWOT-анализ, третьем - лента времени или Google-карта, пятом - фишбоун). Для того, чтобы посмотреть и оценить сами продукты, участники проекта должны перейти на соответствующую страницу блога (указана рядом с названием этапа), найти ссылку на работу группы и перейти на соответствующую страницу, что создает определенные сложности в навигации.

Для сравнения правки внесены для 1 этапа (рядом с названием команды указан URL-адрес созданного командой продукта). Кстати, можно условиться и указывать адреса, например, в комментариях (продублировано для 1 этапа). Но для упрощения навигации удобнее всего для URL-адреса резервировать отдельную ячейку, тогда переход по ссылке будет максимально упрощен (не потребуется копировать адрес в адресную строку браузера). Это буквально видно в следующем примере.

Пример 2. Использование Google-таблиц для мониторинга результатов образовательной деятельности учащегося.

Посмотреть таблицу по ссылке...

В этом случае право на редактирование Google-таблицы принадлежит только преподавателю. Для оценки деятельности учащегося используется цветовое решение.

Если такую таблицу открыть для редактирования учащимся, то методика применения этого инструмента может измениться. Например, публикуя ссылку, учащиеся проводят самооценку созданного продукта (естественно, что критерии должны быть обозначены), окрашивая соответствующую ячейку. А рядом появляется столбец для оценивания работы преподавателем.

Таблица с внесенными изменениями...

Как видно, оценивание работы преподавателем и учащимся может не совпадать (цвета соответствующих ячеек отличаются). В этом случае, естественно, от преподавателя требуются комментарии...

Можно привести примеры использования Google-таблиц для формирующего оценивания в сетевом проекте "Вчера - сегодня - завтра":

Пример 3. Использование блога в качестве инструмента оценки понимания.

А вот как писали о формирующем оценивании мои студенты… Не судите строго, у них еще нет достаточного опыта…

Думаю, что такие страницы можно считать реализацией технологии проверки понимания фактического материала учащимися, инструментом оценки прогностических навыков и т.п. ...

Пример 4. Использование Google-анкет как инструмента формирующего оценивания.

Этот инструмент, на наш взгляд, достаточно органично может быть использован как на этапе выявления образовательных потребностей учащихся, так и как инструмент стратегии понимания. Естественно, что назначение будет однозначно определяться содержанием вопросов.

Такой инструмент был использован в проекте "Вчера - сегодня - завтра" длясамооценки учащихся работы в группе (технология поощрения саморегуляции и сотрудничества) и рефлексии руководителей команд.

Результаты ответов школьников и педагогов - участников проекта позволили организаторам проекта сделать соответствующие выводы:

Думаю, что нам предстоит проанализировать использование этих и других методик формирующего оценивания. В частности, давайте подумаем, как использовать, например, Google-блокнот, Google-календарь и другие сервисы для самоорганизации и саморегуляции деятельности школьников...