Google+

Sunday, November 11, 2012

World cafe на GTA-Moscow2012.




Фото "скатерти" со столика Татьяны Пирог 
(сфотографировала для летописи Мария Смирнова)

Место проведения: Офис Google Moscow,  конференц-зал, кафе “Самобранка”
Дата и время проведения: 3.11.12 15-15 - 18-00

Ведущие: Л.Рождественская, О.Брыксина, Т.Пирог, Ю.Ээльмаа, М.Курвитс, М.Смирнова, Е.Виноградова, М.Сонина


Немного из истории подготовки... Обсуждение вопросов развития сообщества преподавателей Google было решено подготовить и провести на GTA-Moscow2012 в популярном формате  World Cafe.
Число столиков, которые планировались в нашем  “кафе”, не подвергалось сомнению: 6 букв в названии Google - 6 столов - 6 тем - 6 групп участников, переходящих от стола к столу. Темы делились на две самостоятельные группы. В первой группе мы сосредоточились на практике широкого использования сервисов Google в образовании, во второй - объединили три темы, касающиеся стратегии и перспектив развития Google-сообщества учителей. Эти темы тесно переплетались друг с другом. Очень важно было понять, как принимают идею сообщества сами участники? Насколько готовы его развивать?


В процессе подготовки командой фасилитаторов-модераторов  для каждого из тематических столов были подготовлены вопросы, направляющие обсуждение. В вопросах и небольших предисловиях к каждому тематическому столу отражены наши ожидания и представления, что именно за каждым из них можно обсуждать, как удержать рамки и при этом не сильно ограничивать участников... А вот получилось ли? И что из всего этого вышло? Об этом пусть скажут участники! Обсуждение здесь...


Столик 1. Сервисы Google для обучения
Почему нам нужно обсуждать использование облачных сервисов в учебном процессе? Популярность их использования в образовании растет, поэтому актуально не только ознакомление учителей с новым инструментами, нам важно разобраться, как можно организовать обучение педагогов, как научить их применению социальных инструментов в работе с учениками и студентами!  Далеко не все свойства новых инструментов (организация коллективного доступа, способы комментирования, функции проверки грамотности текста, его правки, непрерывность изменений в документах, история версий, возможности мгновенной публикации и многие другие) понятны для учителя в плане повседневного использования сервисов в учебном процессе. Нужно обсуждать вопросы культуры использования: дидактические функции сервисов Google могут быть проанализированы и осмыслены сообща... в сравнении с тем,  как мы учили вчера, в сопоставлении с тем, как мы сегодня учимся сами, в изучении опыта  учителей-первопроходцев, в коллективном проектировании новых форм учебной деятельности...
Новые возможности - почти всегда новые риски. Осознаем ли мы, что свобода для ученика в документе Google  “говорить на равных” с учителем - это серьезный вызов для учителя, рискнувшего на эксперимент с использованием новых инструментов в обучении? Поэтому в  своем “кафе” мы вместе ищем ответы на вопросы, среди них не только вопрос “что делать?”, но и “как делать?” Организация учебного процесса на основе сетевых технологий интересна нам, как проблемная ситуация, которую мы можем превратить в учебную (для самих себя).  Это хорошая профессиональная задача, и она точно не для одиночек, это задача именно для коллективного решения...





Вопросы, направляющие обсуждение:

  • Как использование сервисов Google меняет способ, которым мы учим?
  • Какие сервисы сегодня нужны для организации учебного процесса?
  • Как меняются технологии сегодня, что будет завтра?
  • Как меняется позиция учителя и ученика?
  • Зачем учителю ЭТО надо?...
  • Почему мы выбираем Google-сервисы? .
  • Откуда берутся идеи?
“Сервисы Google для обучения: обсуждение за столиком кафе” Рефлексия от ведущей Ольги Брыксиной

Столик 2. Сервисы Google для управления и развития ОУ
При проектировании кафе было предположение, что нужно отталкиваться от личного опыта участников, которые, как предполагается, и будут участниками сообщества (если захотят). Пока мы знаем об участниках, только то, что они используют сервисы Google. :) Это единственное, что нас объединяет ДО начала совместной работы. Исходя из этого, хорошо бы попытаться вместе сформулировать, как именно  использование сервисов влияет на профессиональные компетенции учителя, и на их развитие, на взаимоотношения в коллективе образовательного учреждения, на способы, с помощью которых мы выстраиваем профессиональную коммуникацию в школе и  в Сети... Отдельные важные вопросы стола - использование сервисов Google для управления организацией. Очень важно выявить тех участников, кто уже имеет опыт использования Google Apps в своей школе. Используются ли администрацией школ новые возможности? Какие и как? Какие изменения при этом происходят в управлении школой?





















Вопросы, направляющие обсуждение:
  • Что нам, бывает, не нравится в управлении ОУ  Стиль? Методы? Что-то еще?
  • Почему сегодня надо менять подходы к управлению?
  • Как создать информационно-образовательную среду и среду для управления ОУ при помощи сервисов Google?
  • За счет чего часть  управленческих функций может быть распределена/делегирована участникам коллектива и кто несёт ответственность за результат?
  • Как использование сервисов Google  меняет способы, с помощью которых мы договариваемся и принимаем решения?


















Так выглядел столик кафе после окончания...

Краткий конспект  работы за столом “по горячим следам” от ведущих Елены Виноградовой и Марии Сониной


Столик 3. Сервисы Google для профессионального развития учителей
С приходом сетевых сервисов в образование меняется не только учебный процесс, но и способы, с помощью которых учатся сами учителя. Вместо привычных форматов “повышения квалификации” мы все чаще оказываемся, буквально, втянутыми то в сопроектирование - разработку сетевого учебного проекта, то в дистантные мастер-классы, в которых учебный контент не является чем-то готовым и кем-то подготовленным, а создается сообща самими участниками в процессе обучения-взаимодействия. Состояние учебы, погруженности в учебную деятельность становится естественным для учителя: мы учимся непрерывно, в том числе, когда учим других. Функции, часть из которых считалась традиционно только учительскими, мы начинаем делегировать ученикам: вместе с учеником планируем и организуем нашу совместную работу, совместно оцениваем ее, анализируем ошибки и затруднения тоже вместе. Такого мы не делали раньше, значит, этому тоже надо учиться.
Социальные сервисы повлияли на многое в самообразовании учителей: изменились способы обмена профессиональной информацией,  изменилась скорость обмена, исчезли практически любые границы и запреты на доступ к знаниям. И это тоже новый вызов для учителя - насколько он готов “находится в потоке”, “быть подключенным”,  делиться в сообществе не только своими знаниями, но и профессиональными проблемами?

Новые средства для самостоятельного обучения помогают нам делать свой личный выбор: какими технологиями овладевать, на каких лидеров ориентироваться, кого читать, на кого подписываться...
И конечно,  с кем, в каком сообществе учиться по-новому... 




Вопросы, направляющие обсуждение:

  • Какие сервисы Google можно рекомендовать для использования учителями?
  • Как сервисы Google меняют мировоззрение учителей? А происходит ли это на самом деле?
  • Как с помощью сервисов Google происходит сотрудничество и взаимный обмен профессиональной информацией?
  • Какие сервисы Google являются удобными инструментами для дистанционного обучения?  

Стол 3. Сервисы Google для профессионального развития учителей. Хозяйка стола - Татьяна Пирог, tanya.pirog@gmail.com


Столик 4.  Ценности и принципы сетевого педагогического сообщества  на основе сервисов Google.
О ценностях обязательно надо обязательно говорить отдельно! Иначе, если важное не обсуждено, потом вдруг всплывают "клише и предрассудки"... Участники в сообщество часто приносят свой прежний опыт, который не всегда бывает сетевым. Например, опыт ожидания, что “кто-то должен поставить задачу” или “кто-то должен дать задание”. Или представление об иерархии отношений, заимствованное из опыта организации, но неприменимое в сообществе, которое держится исключительно на самоопределении: “Мне самому это зачем-то нужно и интересно”!.
Что для каждого означает принадлежность к сообществу?
В какой степени наши участники готовы “вложиться” в сообщество?
Как понимают его смысл для себя?
Что такого особенного в сообществе “учителей - гуглоидов”? :) На эти вопросы участники пытались найти ответы за этим столиком...




Вопросы, направляющие обсуждение:
  • Какие сообщества на основе сервисов и технологий вы знаете?
  • Формулировка принципов сообщества.
  • Есть ли границы сетевого сообщества?
  • Почему сообщество не развивается на основе любых сервисов, например, Яндекс-сервисов? (это вопрос на понимание “секретов” сообщества)
  • Что для вас может значить принадлежность к сообществу преподавателей Google?
  • Какой бы мог бы быть популярный слоган в сообществе  преподавателей Google?

Что касается слоганов, то в одной видео-встрече, которые мы практиковали при подготовке Академии, родилось несколько вариантов:

  • Google с нами? Google с нами!
  • А что Google без нас?
  • А ты расшарил документ?
  • Google идет в ногу со временем. А ты?
  • Даешь Google-документ сверх плана!
  • Гугл это инструмент.  Сообщество Гугл это как сообщество лопаты (Ю.Ээльмаа)



и еще много слоганов предложили участники “кафе”: ИТОГ по WC Ээльмаа

Столик 5. Шаги для развития сообщества. Формы развития сообщества преподавателей Google.

Можно ли сразу начать "строить сообщество" без выяснения мотивов и ожиданий тех,  кто не знает “всей предыдущей истории”?  Даже если эта история связана с очень известным брендом :)
Кажется, что в такой ситуации будет правильно сформулировать и задать вопросы. Всем нам задаться вопросами... Из предложенного участниками содержания будем вырабатывать миссию, цели, задачи, программу и т.д. Но это все потом, когда ясно сформулированы ожидания участников, среди которых есть те, кто хорошо друг друга знает по “работе в Сети”, и те, кто попал в эту компанию впервые.
Вопросы, обсуждаемые за этим столом, помогают выявить опыт "принадлежности к сообществу", который есть у участников. Такой опыт может у кого-то быть и его может не быть совсем. Но тогда, наверное,  это может быть опыт участия в творческой  или проектной группе своей школы, вообще, в группе, занятой решением какой-то профессиональной задачи. Словом, здесь, на этом столе, есть вопросы и на предъявление компетенций, и на согласование позиций относительно сообщества...



















Вопросы, направляющие обсуждение:
  • На чем, по вашему, может строиться и за счет чего развиваться сообщество?
  • Какие формы и содержание сетевой совместной деятельности актуальны для развития сообщества преподавателей Google?
  • Должен ли кто-то направлять развитие сообщества или оно развивается само? И кто этот “кто-то”?
Обобщение работы групп по теме “Пути развития сообщества учителей Google” от ведущей Марии Смирновой

Столик 6. Три соломинки в “Муравейник” или мой вклад в сообщество.

Вначале справка, а то многие спрашивают, что это за “муравейник” такой?  “Муравейник” - это была пробная задача (хотя вполне можно назвать его и проектом)  для нарождающегося сообщества, которую два года назад группа “сокружников” (тогда мы еще не знали, во что Google превратит нашу любимую”Живую ленту”) решала сообща. От нашего совместного продукта, созданного тогда, сегодня мало что осталось (в связи с ликвидацией папок в сервисе Google bookmarks). Да, тогда мы собирали и аннотировали образовательные ресурсы, так или иначе связанные с использованием сетевых сервисов в образовании. А карту "Муравейника" нарисовал тогда Евгений Патаракин.

Что же сейчас?
Задача этого стола - "пробросить" ниточку в завтрашний день, в наше самое ближайшее будущее. Без конкретной сетевой совместной деятельности сообщества нет, ну просто никак нет, не бывает :( Поэтому, этот разговор за столиком “кафе” -  выявление готовности участвовать, поддерживать, совместно учиться, брать на себя конкретные задачи...














Вопросы, направляющие обсуждение:

  • С каких активностей можно запустить работу сетевого сообщества?
  • Как вовлекать в сообщество новых участников?
  • Как я могу развивать сообщество?
  • Что принести в Муравейник?
  • Откуда берутся идеи?
  • С чем я сам приду в сообщество? С идеей или проблемой?
Итог работы стола Три соломинки в Муравейник (автор - ведущая стола Марина Курвитс)

Предъявление "скатерти" со столика одной из групп:





















Обобщила работу Людмила Рождественская, 
фото автора