Google+

Friday, March 15, 2013

Почему мне не плачется по Google Readerу?

Как, наверное, у 99% читателей этого блога, у меня есть настроенная под свои нужды читалка RSS Google Reader. Я настроил ее года четыре назад, собрав в нее потоки с блогов, которые, как я считал, имеют непосредственное отношение к моей работе или которые писались людьми - лично мне знакомыми и незнакомыми - чье мнение для меня значимо. Было и благое намерение - каждый день начинать с чтения любимых авторов и профессионально-полезных источников.

Однако, хватило меня не надолго. Любимые авторы и профессиональные источники начали как-то подводить. Вместо того, чтобы регулярно, каждое утро поставлять мне нормированную дозу актуального и качественного контента, они то повторяли одно и то же в десяти разных местах, то хранили молчание тогда, когда и надо бы чего-нибудь сказать, то транслировали откровенный шум.

Справедливости ради должен сказать, что представление о том, каким должен быть баланс между новым и актуальным в новостном потоке, у всех разное. Подозреваю, что лично у меня есть серьезный перекос в сторону актуального. В отличие от людей, обладающих способностями и талантами “сетевых агрегаторов” и готовых лопатить “тысячи тонн словесной руды”, приходящие с блогов в виде RSS потоков, для того, чтобы отыскать в них чего-то стоящее. В любом сетевом сообществе таким людям - честь и почет, потому, что они как большие красивые медузы фильтруют массу воды, выискивая в ней чего-нибудь сьедобное к радости снующих вокруг животных помельче.

Но “сетевых агрегаторов”, готовых проделывать такой объем работы и делающих это с видимым удовольствием и качественно очень немного. Из почти шестиста человек, которых я более или менее регулярно читаю, таких всего четверо. Мне, как существу, смотрящему на информационный поток скорее как рыба, чем как медуза, гораздо проще прилепиться к сетевому агрегатору (а еще лучше - оказаться в месте, где сетевые агрегаторы собираются в количестве более одного), чем пытаться самому фильтровать потоки - потому, что я это делаю плохо и неумело. Поэтому для меня потеря RSS читалки не страшна. Здоровье и благополучие моих сетевых агрегаторов (и мест, в которых они “тусуются”) гораздо важнее. Потому, что я знаю, что когда мне понадобится информация по конкретной теме, я пойду ее искать в поисковик, а не в новостной RSS агрегатор. А если я знаю, в каких местах мне надо бывать, то “мои” сетевые агрегаторы не дадут мне помереть в невежестве.  

Подозреваю, что больше всего слезы по Google Readerу льют именно они - сетевые агрегаторы, для которых фильтрация информационных потоков - это работа, страсть и увлечение. А, если точнее, самая “хардкорная” их часть, для которых собирание новостей со “своих” чужих блогов и СМИ - это заслуженное удовольствие, такое же, как чашка утреннего кофе. Но вот, что удивительно. По статистике, читателей RSS несмотря на распространение интернета и общее увеличение интернет пользователей становится все меньше. Почему? 


Да потому, что у RSS сегодня появилась очень мощная альтернатива - социальные сети. Прежде всего, Twitter, а также все то, что устроено так же, как Twitter - где новости представлены не в абстрактном, а в “социально-ферментированноом” виде. Не только рыбешек вроде меня, но и самих сетевых агрегаторов интересует не Новость, произведенная СМИ и упивающаяся ощущением собственного величия, а новость, прокатившаяся по ленте, прокомментированная и “ретвитнутая”, переваренная десятками людей, чье мнение для нас значимо. В этом смысле, закат RSS агрегаторов - это еще один шаг к упадку традиционных средств массовой информации.


То, что отмирание RSS агрегаторов начинается именно с Google Reader, не случайно. Google - это одна из очень немногих компаний, которая делает (и очень успешно) бизнес, не удовлетворяя имеющийся спрос, а создавая спрос. В этом его сила. У RSS нет социального будущего и Google просто ставит на другое. На что? На социальную ферментацию (а не механическую агрегацию) новостей. Да, ситуация сегодня напоминает картину, когда одно маленькое животное (черепаха) плывет на спине другого - большого и сильного (скажем, крокодила). Но если вдруг крокодил начинает плыть не туда, куда привыкла плыть черепаха, может быть и ей  стоит задуматься над направлением своего движения?