Google+

Thursday, August 15, 2013

Год школы с GApps: коммуникация и взаимодействие учителей, новые образовательные практики

Продолжение. Начало см. Год школы с GApps: что показывает статистика?

Итак, каковы же изменения, которые, возможно, трудно померять в цифровых показателях, но, тем не менее, не видеть невозможно? Поскольку разных сторон жизнедеятельности школы много, в этом посте речь пойдет о новых способах и инструментах коммуникации, обучении учителей и новых образовательных практиках, появившихся и прижившихся в нашей школе, во многом благодаря использованию GApps.


Изменения в способах коммуникации и взаимодействия учителей

Начнем с электронной почты... Кто-то может спросить: а что такого особенного может произойти с корпоративной электронной почтой? Может, поскольку типичные проблемы в школах с почтовым инфообменом - нерегулярность просмотра обновлений участниками организации, плохая сортировка и, как следствие, общее замусоривание информационного потока. 

Использование электронной почты Gmail нашими учителями приобрело новые черты.

Во-первых, что касается частоты проверки почты учителями нашей школы, то объективная статистика по аккаунтам учительской подорганизации показывает ежедневные заходы в почту почти 100% учителей. Так исторически сложилось, что у большинства учителей есть два Google-аккаунта (один - в публичном Gmail и второй - в школьном домене Google Apps), что поначалу вызывало у них определенные трудности. Но как только все научились переключаться между нескольким аккаунтами в одном браузере, проблема была исчерпана. 

Во-вторых, несмотря на то, что общий объем информации, передаваемой по электронной почте все время увеличивается, жалоб от учителей на избыточный "поток" практически не стало, поскольку гораздо больше учителей теперь пользуются персональными настройками, ярлыками и фильтрами в своем личном электронном ящике. Постоянная сортировка сообщений вошла в привычку многих пользователей школьного домена. Для разделения информационных потоков очень активно используются группы рассылки (их у нас больше 30). Среди этих групп есть отдельные информационные рассылки на весь педколлектив, отдельно - на все существующие методобъединения, на классы или на группы учащихся, объединенных в рассылку с определенной учебной целью (например, как участники какого-то спецкурса) и т.д.

В-третьих, заметно лучше обстоят дела с обозначением темы письма: заголовки, отображающие содержание сообщений, становятся все точнее. Благодаря этому, опять же, каждому легче “просеивать” информационный поток. Изменился в лучшую сторону общий "тон" деловой переписки. Практически не стало "школьного спама" - малосодержательных сообщений, рассылаемых классными руководителями в общую рассылку (например, с просьбой проставить пропуски в электронный журнал). 

На то, чтобы все эти изменения произошли и стали явными, нужно время и опыт коллективной работы в среде инфообмена. И эта среда, безусловно, становится для всех нас более знакомой, удобной и комфортной. И что еще немаловажно, в процессе работы постепенно согласовываются и принимаются всеми правила инфообмена во внутренней рабочей среде школы.

Повышается уровень взаимодействия и обмена между учителями.
Стало больше совместных проектов с участием нескольких учителей, коллеги чаще стали обмениваются друг с другом созданными материалами, нередки случаи создания папок на диске Google с общим доступом на нескольких учителей. Для сопроектирования используются также сайты с несколькими владельцами. Если продолжить тему коллективных ресурсов, то папки с совместным доступом создаются отдельными учителями и для учеников.


Для обмена ссылками и профессионального общения с помощью инструмента для создания сообществ дополнительно было организовано виртуальное комьюнити учителей TKVG в G+ (правда, это произошло уже в самом конце учебного года). Если раньше извещение учителей о новых возможностях Интернета, веб-инструментах и образовательных практиках шло через периодические рассылки по электронной почте, то теперь есть надежда, что инфообмен на профессиональные темы станет более разнонаправленным. Желающих делиться и обмениваться должно стать больше уже потому, что делать это становится все легче. Но, поскольку речь здесь идет об изменении привычек сетевого поведения, загадывать, как пойдет, пока не будем... smile.gif


Возникновение новых образовательных практик, изменение образовательных методик

В этом учебном году мы все вместе продолжили поиск новых подходов в разработке электронных учебных материалов и интерактивных заданий. Использовали уже знакомые нашим педагогам идеи развитияфункциональной грамотности чтения (материалы о приемах составления таких заданий), также проектировали открытые и творческие задания, направленные на решение жизненных проблем, впервые попытались организовать работу учеников с открытыми данными (примеры см. здесь). Разумеется, во всех перечисленных примерах форма представления выполненных заданий учениками была электронной. Свои работы ученики публикуют на сайтах, в личных портфолио или просто открывают доступ на чтение и комментирование учителям. Благодаря использованию сервиса документов Google, сам процесс выполнения таких заданий доступен учителю, который может наблюдать и анализировать непосредственно ход работы ученика.

В процессе совместного проектирования было подготовлено и проведено несколько учебных мероприятий в формате "обучения вне классной комнаты". Например, это масштабное мероприятие с выездом для всей школы (Фотоохота в маленьком эстонском городке) и развитие на практике идей парковых уроков в пришкольном парке. Это наши Дни дистанта (начало публикаций об этом формате здесь). И это небольшие учебные проекты с элементами исследования, о которых еще предстоит написать. Вся подготовка шла в совместных документах/папках и на коллективных сайтах.

 Уменьшено: 68% от [ 935 на 492 ] — нажмите для просмотра полного изображения

 Уменьшено: 99% от [ 643 на 403 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Постепенно меняются наши подходы к практике оценивания учебной деятельности учащихся. Практически к каждому рабочему листу или заданию разрабатывается и соответствующий инструмент оценивания. По крайней мере, в школе есть такая установка. За год разработаны документы, методички, руководства для учителей по инструментам формирующего оценивания. 
В наших дистантных курсах используются таблицы продвижения, разные формы анкет обратной связи, многими учителями практикуется комментирование ученических работ в документах Google, есть попытки разработать формы само- и взаимооценивания. Во всех дистантных курсах организованы разделы дляученических портфолио. Для оценивания исследовательских работ учеников в этом году мы впервые использовали автоматизированные шаблоны для рецензий, разработанные к таблицах Google.


Продолжение следует...
Пост опубликован на портале Образовательная Галактика Интел https://edugalaxy.intel.ru