Google+

Sunday, April 2, 2017

Тестирование с помощью Google-форм. Расширение «штатных» возможностей. Часть 1

При построении образовательного информационного пространства с помощью Google Classroom для контроля знаний в форме тестирования, как правило, используются Google-формы. Но формы изначально разрабатывались как инструмент для сбора и обработки информации сетевых опросов и лишь затем стали приспосабливаться под цели тестирования. Поэтому сейчас они по своим функциональным возможностям ещё значительно уступают «аутентичным» тестирующим комплексам таким, например, как MyTestX (разработчик Башлаков А. С.), NetTest (разработчик Поляков К. Ю.), тестирующий блок LMS Moodle.
Из наиболее существенных отличий можно отметить следующие.

1. В «аутентичных» тестирующих комплексах тесты формируются на основе структурированной базы данных (банка) заданий. При формировании варианта теста вопросы и задания могут быть выбраны вручную или случайным образом.
Упомянутые тестирующие комплексы позволяют не только создавать и использовать банк заданий, но и формировать различные варианты теста «на лету» — каждый ученик во время тестирования получает свой вариант. В «штатном» тесте на основе Google-формы такие функции отсутствуют.

2. Важное свойство тестирующего комплекса, ещё не реализованное в Google-формах в полном объёме, — вариативность отображения результатов. В Moodle, например, можно по-разному отображать результаты во время прохождения теста, после завершения попытки или после того, как тест закрыт. При этом для каждой ситуации выбираются свои опции из списка:

Возможность получить немедленный отклик на введённый ответ играет существенную роль в тренировочном тесте, когда ученик может «по горячим следам» проанализировать ошибки и исправить их.
В обновлённых в 2016 году Google-формах появилась возможность немедленной проверки результатов для трёх типов вопросов — выбор одного варианта из многих, множественный выбор и выбор из списка. К сожалению, другие важные и часто используемые типы вопросов в этот перечень не попали.
О том, как воспользоваться возможностью автоматической проверки ответов без подключения дополнения Flubaroo описано здесь >> ссылка на публикацию

3. Можно также упомянуть ограничение прохождения теста по времени и возможность использовать несколько попыток с адаптивным оцениванием (лучшая попытка, средняя оценка, первая попытка и т. п.).
Что касается временных ограничений, то решить проблему можно с помощью дополнения FormLimiter


Дополнение позволяет задать время, в которое форма закроется и результаты уже не будут приниматься. FormLimiter не позволяет задать время начала тестирования – момент открытия формы.
Эта проблема тоже может быть решена, но более сложным способом – подключением скрипта (https://www.labnol.org/internet/schedule-google-forms/20707/).
Для подключения дополнения нужно выбрать в меню «Дополнительно», обозначенное вертикально расположенными точками, пункт «Дополнения» и в поисковом окне ввести FormLimiter

Но основной нерешённой проблемой «штатной» Google-формы остаётся формирование теста на основе банка заданий.
Это ограничения может быть преодолено, хотя и не в полном объёме, различными способами, например, с помощью интеграции Google-документов разного формата, применения языка программирования Google Apps Script или использования малоизвестных встроенных функций электронной таблицы.
Одним из решений является подключение скрипта «Баба ЕГЭ» (Б. Ярмахов, О. Тузова), который позволяет формировать в Google-таблице структурированный банк заданий с картинками (есть ограничения по типу вопросов), создавать тест в виде Google-формы со случайными вопросами из банка и выполнять «стандартную» проверку с помощью надстройки Flubaroo. Как работать со скриптом подробно описано здесь >> ссылка на сайт 

Другое интересное и необычное решение предложено Alice Keeler в публикации Create a Quiz from a Question Bank (англ). Этот подход опирается на использование мало известных функций, которые встроены в электронные таблицы.
В следующем посте в вольном пересказе и с небольшими изменениями и дополнениями по отношению к оригиналу будет представлена пошаговая инструкция для реализации метода Alice Keeler.